Школа Инвестора

Как и где находить инвестидеи в акциях?

На рынке есть 2 состояния: растет весь рынок и зарабатывают все / рынок колеблется вверх-вниз и одни инвесторы зарабатывают на других.

Этот курс даст вам понимание того, где водится заработок, почему он вообще существует и кто вам платит. Как говорится, follow the money!

преподаватель Анастасия Дунаева
сложность Базовый
продолжительность курса 60 мин

Типы инвестидей



Подробно разберемся, на чем могут быть основаны инвестиционные идеи.



ИНВЕСТИДЕЯ – РОСТ ДИВИДЕНДОВ

Напомним, что дивиденды – это размер прибыли, которой компания делится со своими акционерами. Классические источники выплат дивидендов – EBITDA, свободный денежный поток и чистая прибыль.

Соответственно, если вы понимаете, как изменится источник выплат в будущем, то вы сможете спрогнозировать размер выплаты дивидендов.

На что стоит обратить внимание?

Если компания выплачивает дивиденды из свободного денежного потока, необходимо понимать, какие факторы влияют на этот показатель. Для этого вспомним упрощенную формулу: 

Свободный денежный поток = EBITDA – налоги – рост оборотного капитала – капитальные расходы

Теперь важно знать, что влияет на каждое из составляющих. Например, на EBITDA в большей степени влияют 3 основные вещи:

  • выручка
  • себестоимость
  • коммерческие издержки

Если компания начинает больше зарабатывать (растут объемы и средние цены реализации) и/или меньше тратить на производство (сырье дешевеет), то скорее всего EBITDA (и как следствие, дивиденды) будут выше.

Чистая прибыль зависит от факторов, которые не связаны с операционной частью бизнеса, но так или иначе в конечном счете влияют на прибыль. Курсовые разницы – простой пример. Если у компании на балансе много валютных обязательств, то курс доллара будет сильно влиять на прибыль. Именно поэтому важно следить за тем, что может повлиять на дивидендные выплаты в будущем.

ИНВЕСТИДЕЯ: РОСТ БИЗНЕСА КОМПАНИИ

Стоимость компании растет, когда растет бизнес компании. Приведем пример.

Например, есть таксопарк, который оценивается в 1 млн руб. В таксопарке 100 машин, которые вместе приносят 1 млн руб. прибыли. Рынок оценивает таксопарк в 1х годовой прибыли. Потом хозяин таксопарка решил купить еще 50 машин, которые суммарно приносят 0,5 млн прибыли в год. 

Если с бизнесом компании ничего плохого не произошло (издержки на автомобиль не выросли и т.д.), то рынок не будет оценивать бизнес компании (таксопарка) в 0,67х годовой прибыли (1 млн/1,5 млн). То есть оценка компании потенциально вырастет до 1,5 млн руб. (1х годовой прибыли) или даже выше.

Так и в реальной жизни: компании покупают новое оборудование для увеличения объемов продаж, снижения издержек, премиализации качества продукции, выходят на новые рынки.

Все это потенциально может привести к росту финансовых показателей компании и дальнейшей переоценки ее стоимости.

ИНВЕСТИДЕЯ: ПРОДАЖА АКТИВОВ

Бывает так, что компании продают свои активы: профильные или непрофильные. Если продажа обоснована (актив не является рентабельным), а вырученные средства компания может направить на погашение долга или выплату дивидендов, то такой случай может быть неплохой инвестиционной идеей.

Продажа актива – не всегда позитив для компании.

Актив можно продать дороже (по большему мультипликатору, чем стоит компания), а можно продать дешевле, тогда это может быть краткосрочным позитивом, если компания направит деньги на выплату специального (одноразового) дивиденда. Тем не менее, долгосрочно это может быть негативом, так как компания продает свою часть дешевле, чем сейчас оценивается рынком.